http://bikermovies.ru

Easy Rider

by @ 6:00 on 22 ноября 2009. Tags: , ,
Filed under кинематограф

Easy_Rider

Easy Rider * Беспечный ездок») — художественный фильм режиссера Дэнниса Хоппера. По мнению кинокритиков, фильм стоит у истоков жанров роуд-муви road movie и acid western, традиции американского независимого кино и школы «Нового Голливуда».

Easy Rider – байкерский фильм или нет

Среди российских байкеров часто можно услышать мнение, что «Easy Rider» — отнюдь не байкерский фильм. Но, как это принято у нормальных демагогов, для начала давайте определимся в дефинициях и зададим сакраментальный вопрос – а что есть «байкерское кино»?

Наличие мотоцикла в фильме? Ничего подобного. Мотоцикл может быть просто средством передвижения. Киноленты с мотоциклом в кадре появились почти сразу после рождения кинематографа, его можно увидеть в советских фильмах «Трактористы» (1939) и «Укротительница тигров» (1954), в американских «Devil On Wheel (1947) и «Once A Jolly Swagman» (1948), в датском «De naede f?rgen» (1948) и далее вплоть до «One Week» 2008 года. Однако это не «байкерские фильмы», так же как фильм с лошадью — не «вестерн».

Фильмы, где главным героем является байкер в косухе, а пуще того – байкер в «цветах»? Выбросьте из головы. Два фильма, претендующих на звание худших в моей коллекции – «Tatto. A love story» и «The boyfriend school» — показывают «брутальных» байкеров в коже, но это говно не может претендовать даже на звание просто фильма, а уж подавно и байкерского фильма.

Все выше перечисленное, как учили в средней школе, «необходимое, но не недостаточное». Тогда что?

Мое мнение: байкерский фильм – это фильм, в котором говорится о свободе. Причем свободе не только «наружной» — от правил и условностей, окружающих каждого человека с рождения и до смерти со всех сторон, а в первую очередь свободы внутренней. Свободы в один прекрасный момент сказать окружающим, но главное – себе, «пошло все нахуй!» и в этот момент освободиться от связывающих нас писанных и неписанных законов.

Easy Rider не зря называется именно так. Это у нас его однозначно перевели как «Беспечный ездок», а посмотрите в словаре, сколько значений у слова easy. Потому что Билли и Капитан Америка в один-единственный момент сказали сами себе «да пошла нахуй американская мечта» в виде домика в тихом белом пригороде, гаража, машины, семьи и т.д. и т.п. И они стали свободными. Путешествие, которое они совершали через всю Америку, с каждым моментом освобождало их от внутренних жестких рамок.
Адвокат-алкаш, которого сыграл Джек Николсон, произнес фразу, которую я вынес эпиграфом в пост про байкерское кино у себя в уютненьком журнальчике и в статью в википедии (и даже нудные википидоры участники, модераторы и редакторы википедии не убрали ее, хотя они до соплей боятся «неэнциклопедичного стиля». Прим. — уже убрали. Dal). Она звучит так: «Они боятся не вас, парни. Они боятся того, что вы собой олицетворяете, и что вы несете — Свободы! Невозможно быть свободным, будучи приказчиком в лавке» .

Вот это лично для меня является главным критерием «байкерского фильма». А будет в момент этого освобождения под жопой байк или его не будет – это вопрос второй, тот самый «необходимый, но не недостаточный».

Два фильма, которые я люблю и которые смотрел по несколько десятков раз – «Harley Davidson and the Marlboro Man» и «Beyond the Law» — как раз показывают внутреннюю свободу главных героев. Заодно, в этих фильмах показано то, что я лично считаю вторым важнейшим условием байкерского кино – это взаимовыручка, братство, дружба и готовность придти на помощь.

Конечно, и слова эти очень уж пафосные и в нормальной жизни не слишком употребительные, и вообще – кино есть кино и в нем всё не так, как в обычной жизни. Да только, положа руку на … ну куда положите, туда и положите – вам, двухколесные братья, всегда и везде приходили на помощь? А вы – всегда? Послушайте себя, послушайте разговоры, почитайте форумы и ЖЖ: сколько раз там встречались такие постинги или комменты – «сломался, стою на обочине и из десяти проезжающих мимом мотоциклов остановился только один».

А потому, лично для меня «Easy Rider» – один из самых байкерских фильмов из всех фильмов, где есть мотоциклы. Конечно, фильм распиаренный, и о нем за сорок лет не высказался только уж совсем ленивый. Понятное дело, что за сорок лет изменилось многое – от технологии и приемов съемок до самой жизни. Но тот призыв к внутренней свободе, который в фильм вкладывали его создатели – он, по-моему, совсем не устарел.

Ладно, это я слегка увлекся. Итак, о фильме.

Сюжет

Easy rider

Два хипповых чувака (Питер Фонда и Дэннис Хоппер) проворачивают сделку с мексиканскими наркотиками, седлают красавцы-харлеи и пускаются на поиски свободы по южным штатам Америки — из Калифорнии в Луизиану, чтобы успеть на фестиваль Марди-гра. На дворе «лето любви», друзья заезжают в общину хиппи, попадают в заштатном городишке в тюрьму, знакомятся там с философствующим адвокатом-алкашом (Джек Николсон) и открывают ему радости марихуаны. Адвокат бросает все и едет с ними.

Троица беспечных путников, оставив все житейские заботы позади, оказывается на пороге подлинных свободы и счастья. Но трагедия уже наступает им на пятки. Консервативные южане видят в них чужаков и встречают враждебно; во время ночного нападения реднеков гибнет примкнувший к друзьям герой Николсона. Наркотическая вакханалия в одном из публичных домов Нового Орлеана, в память адвоката, оставляет по себе грустный осадок.

Путь друзей на север прерывается во время очередной нелепой стычки со злобными обывателями. Герой Фонды («Капитан Америка») уже давно предчувствовал такой исход —у него перед глазами частенько вставала финальная сцена с горящим на обочине «Харлеем»…

Неожиданный в своей резкости финал предоставляет зрителям самим решать, нашли ли бунтари в кожаных куртках долгожданную свободу.

Съемки

«Беспечный ездок», созданный Хоппером и Фондой менее чем за полмиллиона долларов и без поддержки ведущих голливудских студий, примыкает к традиции байкерских малобюджетных фильмов шестидесятых, представленной, в частности, фильмом «The Wild Angels» (1966), главную роль в котором сыграл также Фонда. Съёмки велись летом 1968 года. Под влиянием принципов французской «новой волны» многие диалоги сочинялись прямо на съёмочной площадке.

Непосредственность документалистики фильму придавало курение актёрами настоящей марихуаны (хотя под видом кокаина использовалась сахарная пудра). Чтобы добиться жёсткого тона от завсегдатаев забегаловки, где останавливаются «хорошие плохие парни», Хоппер рассказал им, что по сценарию они изнасиловали и убили девочку из их города.

Прошло какое-то время, прежде чем фильм смог найти дистрибьютора. Но в итоге только в США он собрал в прокате около 19 миллионов, войдя в четвёрку самых кассовых фильмов года и окупившись в разы.

«Беспечный ездок» красноречиво запечатлел разлом американского общества в эпоху вьетнамской войны на консервативных сторонников истеблишмента и протестную контркультуру. Он часто упоминается в числе фильмов, наиболее повлиявших на формирование ценностей американской молодёжи конца 1960-х. Фильм романтизировал молодёжную культуру, связанную с мотоциклами, наркотиками и рок-музыкой.

Саундтрек

Звуковая дорожка к фильму оказалась такой же вехой в истории популярной музыки, как сам фильм — в истории кино. До «Беспечного ездока» отдельными пластинками издавались только саундтреки, составленные из оригинального материала, написанного для того или иного фильма. Иным был подход к составлению звуковой дорожки «Беспечного ездока». Подборку песен, прозвучавших в фильме, Дэннис Хоппер составил самостоятельно из числа близких фильму по настроению радиохитов тех лет.

Учитывая малобюджетность фильма, Хопперу удалось убедить звукозаписывающие компании дать согласие на включение песен в состав саундтрека (исключение составил лейбл Capitol Records, поэтому на пластинке звучит не оригинальная версия «The Weight» в исполнении «The Band», а кавер-версия). В Billboard-200 пластинка достигла 6-го места и по суммарным продажам превзошла все OST 1969 года, за исключением звуковой дорожки к «Ромео и Джульетта», сочинённой Нино Рота.

В числе прочих в фильме прозвучали такие хиты, как «The Pusher» и «Born to Be Wild» группы «Steppenwolf», «The Weight» в исполении «The Band», «Wasn’t Born to Follow» группы «The Byrds», «If Six Was Nine» («Jimi Hendrix Experience»), а также неожиданные (и почти юмористические по своему эффекту) номера «If You Want to Be a Bird» («Holy Modal Roundersand») и «Don’t Bogart Me» («Fraternity of Man»).

Единственную оригинальную песню к фильму Хоппер попросил написать Боба Дилана, однако тот, якобы не оценив концовку фильма, ограничился тем, что набросал на салфетке один куплет и послал его лидеру «The Byrds» с просьбой «довести до ума». Так родился альбом этой группы «Ballad of Easy Rider».

Награды и номинации

* Премия Каннского кинофестиваля 1969 г. — лучший дебют (Дэннис Хоппер).

* Премия Национального общества кинокритиков США 1970 г.:

— лучшая мужская роль второго плана (Джек Николсон)

— специальный приз (Дэннис Хоппер).

* Номинация на премию «Оскар» 1970 г.:

— лучшая мужская роль второго плана (Джек Николсон).

— лучший сценарий (Питер Фонда, Дэннис Хоппер, Терри Саутерн).

* Номинация на премию «BAFTA» 1970 г.:

— лучшая мужская роль второго плана (Джек Николсон).

* Номинация Каннского кинофестиваля 1969 г.:

— золотая пальмовая ветвь (Дэннис Хоппер).

* Номинация на премию «Золотой глобус» 1970 г.:

— лучшая мужская роль второго плана (Джек Николсон).

Интересные факты

* Премьера состоялась на Каннском фестивале 1969 года, где Хоппер был удостоен приза за лучший дебют.

* Это первый фильм, за который Джек Николсон был номинирован на премию «Оскар».

* В 1998 году Библиотека Конгресса США внесла «Беспечный ездок» в Национальный реестр фильмов, имеющих особое культурное, историческое или эстетическое значение.

* Слоган фильма гласил: «Они отправились на поиски Америки, но не нашли ее».

* Роль адвоката изначально писалась в расчёте на друга Хоппера, актёра Рипа Торна. Будучи южанином, Торн обиделся на то, как изображены в сценарии его земляки, и его выяснение отношений с Хоппером и Фондой чуть не переросло в поножовщину. Торна пришлось заменить никому не известным Николсоном.

* Сцены из «Беспечного ездока» видит в забытьи герой романа Филипа К. Дика «Помутнение».

Мотоциклы в фильме

Питер Фонда для фильма «Easy Rider» сам купил и спроектировал мотоцикл, старший впоследствии легендарным чоппером Captain America. Клифф Во координировал постройку байка, постройка которого шла в маленькой мастерской Бена Харди в Лос-Анджелесе. Лари Хупер сшил сиденье. Во и Харди изменили обычную раму радикальным образом, был сделан «рогатый» руль, вилка вынесена под углом 45 градусов. Промежуточные детали полностью переделаны и покрыты хромом. Дином Ланца согласно точным указаниям Фонды была сделана звездно-полосатая аэрография.

Chopper_in_Easy_Rider

В итоге байк получился ярким. После выхода фильма на экраны волна чоппер-билдинга захлестнула не только США, но и Европу — мотоциклы, показанные в фильме, стали копировать тысячами по всему миру.

Судьба «Капитана Америки» незавидна: первый байк был разбит на съёмках, второй (запасной) — украден и, видимо, разобран на запчасти.

Информация

Оригинальное название – «Easy Rider».

Наиболее распространенное русское название – «Беспечный ездок».

Режиссёр — Дэннис Хоппер.

Сценарий — Питер Фонда, Денис Хоппер, Терри Саутерн.

Продюсер — Питер Фонда.

Оператор — Ласло Ковач.

В ролях:

Питер Фонда — Уайатт.

Дэннис Хоппер — Билли.

Джек Николсон — Джордж Хэнсон.

Тони Бэзил — Мэри.

Карен Блэк — Карен.

Люк Эскью — незнакомец на шоссе.

Фил Спектор — торговец наркотиками.

Время — 94 мин.

Производство – США.

Год — 1969.

2009 © Dal

2009 © BikerMovies

______
* Фильм есть в моей коллекции

The URI to TrackBack this entry is: https://bikermovies.ru/wp-trackback.php?p=95

Comments are closed.



тИЦ и PR сайта bikermovies.ru Яндекс.Метрика

BikerMovies кнопка

2009 © Bikermovies - сайт о байкерском кино и байкерском движении

President (editor-in-chief) - Dal

Vice-president (technical support) - Simfer