http://bikermovies.ru

Байкерское кино

by @ 6:00 on 15 ноября 2009. Tags: ,
Filed under кинематограф

Эта статья была написана на 99,9% мною для русской википедии. Ее пытались удалить, переписать, редактировать, придать ей «энциклопедичный вид» и так далее. Тем не менее, статью удалось отстоять практически в первозданном виде, только вместо оригинального названия «Байкерский кинематограф» пришлось назвать «Байкеры в кинематографе». Здесь она публикуется с небольшой редактурой – убраны гиперссылки, внесена незначительная правка, добавлены иллюстрации.

«Байкерский кинематограф» — фильмы, в которых основную, ключевую или важную для сюжета роль играют байкеры; поджанр эксплуатационного кино, демонстрирующее мото- и байкерское движение как элементы привлечения внимания к фильму.

Предпосылки появления «байкерского кино»

Следует отличать «байкерские» фильмы от фильмов, в которых мотоцикл является просто средством передвижения. Киноленты с мотоциклом в кадре появились почти сразу после рождения кинематографа, его можно увидеть в короткометражках Гарольда Ллойда, в советских фильмах «Трактористы» (1939) и «Укротительница тигров» (1954), в американских «Devil On Wheels» (1947) и «Once A Jolly Swagman» (1948), в датском «De nåede færgen» (1948). Однако это не «байкерские фильмы», так же как фильм с лошадью — не «вестерн».

Фильмы, которые можно условно отнести к «байкерскому кинематографу», могли появиться только после появления байкерского движения как такового.

Байкеры в современном понятии этого слова, и как следствие, байкерское движение, родились после Второй мировой войны. Американские лётчики, привыкшие к риску и не нашедшие себя в мирной жизни, сменили стальных птиц на железных коней — мотоциклы. Они стали объединяться в клубы (motorcycle club — MC) и называли их именами своих эскадрилий. Одна из них, кстати, называлась «Hells Angels»…

MC были не просто аморфными объединениями любителей передвижений на двух колесах, а организациями с жесткой иерархией (support, hang around, prospect, member etc), выборным руководством (президент, вице-президент и т. д.), уставами, членскими взносами, традициями, правилам и т. п.

Самое главное, что для членов клубов мотоцикл был не транспортом, а своеобразным средством и стимулом жизни, ибо один из самых известных и важных для байкера лозунгов гласил — «Live to Ride, Ride to Live». Далее, для байкера его клуб — семья, зачастую более важная и родная, чем семья кровная. Все байкеры в одном клубе — это братья (отнюдь не случайно один из «81’s support MC» называется «Brotherhood», связанные не только и не сколько «цветами» (нашивками на куртке или жилете с названием клуба, свидетельствующие о принадлежности байкера в данному MC), но и общим мировоззрением, общим духом, общими приключениями, а зачастую совместно пролитой своей и чужой кровью и участием в преступлениях. Хотя устойчивое мнение о мотоклубах как о преступных группировках далеко не всегда соответствует истине, но и не секрет, что для многих MC торговля наркотиками, оружием и «живым товаром», рэкет и т. д. является одним из основных источников доходов, помимо легальных мастерских по ремонту байков и салонов по их продаже.

Естественно, подобная деятельность, часто сопровождаемая драками и нередко — смертями, вырабатывает в членах MC как стойкое презрение к законам, так и постоянную, подчеркнутую агрессивность и презрение к «обывателям» и «правильной жизни».

В 1947 г. в городе Hollister, США, планировался традиционный ежегодный мотопробег Black Hills Rally. Помимо мирных любителей, в город приехало несколько МС. О последовавших беспорядках благодаря прессе и телевидению стало известно всей Америке. Байкерское движение не только родилось, но и выросло, окрепло и громко заявило о себе. Голливуд не мог оставить это явление без внимания.

Начало. Появление Дикаря

По мотивам событий в Холлистере режиссёр Ласло Бенедек снял фильм «The Wild One» (1953) с Марлоном Брандо и Ли Марвином в главных ролях.

wild one

Этот фильм (устоявшееся русское название «Дикарь») положил начало «байкерскому кино» и провозгласил как основные принципы «байкерского кинематографа», так и многие принципы байкерского движения.

В небольшой городок приезжает клуб байкеров. Их лидеру Джонни приглянулась молодая официантка и байкеры задерживается в городке. Пока лидер пытается построить личную жизнь, остальные развлекаются и нервируют местных жителей. Между тем появляется ещё одна банда. Оба клуба состоят в неплохих отношениях, особенно когда дело касается «чужаков» — других людей, не таких, как они. Напившись, байкеры начинают куролесить, а Джонни попадается в лапы местным жителям, которые без особой причины хотят его избить. В результате несчастного случая погибает местный житель (в Джонни запустили гаечным ключом, он свалился с мотоцикла, и мотоцикл задавил старика). Парня арестовывают, но появляются свидетели его невиновности. Его отпускают, байкеры уезжают из городка.

«The Wild One» оказал сильное влияние на широкие слои населения, на масс-медиа (при описании любых беспорядков с участием байкеров неизменно всплывали сравнения с «Дикарем» и на байкерское движение в целом (многие однопроцентники позже признавались, что стали байкерами под влиянием «Дикаря». Одновременно из него выросли многие кинематографические штампы. В нём уже есть основные стереотипы: плохой байкер (Брандо), очень плохой байкер (Марвин), много беспричинно агрессивных байкеров-«отморозков», мирные жители маленького городка, встающие на защиту своего мира законным или незаконным путём, красивая девушка. Даже куртка-косуха стала популярной в среде байкеров после этой ленты.

180px-Brando_Mural_Chicago

1960—1970-е. Рассвет «байкерского кино»

Примерно в это же время, что и выход фильма «Дикарь», outlaw-движение стало развиваться и популяризироваться в масс-медиа, в том числе в кинематографе. Пиком популярности байкеров стали середина 60-х и начало 70-х годов XX века. Именно в это время в свет вышли книга Хантера С. Томпсона «Hells Angels: The Strange and Terrible Saga of the Outlaw Motorcycle Gangs», посвященная «самым отвязанным и безбашенным чувакам среди не отличающихся законопослушностью байкеров» (первое оригинальное издание 1966 г., на русском языке издана в 2001 г. под названием «Ангелы ада»), десятки других книг и сотни газетно-журнальных публикаций.

be72160a1ed9

Одновременно только в США вышли в свет не один десяток фильмов, связанных с байкерской тематикой — с середины 60-х по середину 70-х в год выходило по три-пять лент. «Hell’s Bloody Devils», «Wild Rebels», «Savages From Hell», «The Savage Seven», «Cycle Savages», «Naked Angels», «Wild Wheels», «Angels Die Hard», «Angel Unchained», «Rebel Rousers», «Angels Hard As They Come», «The Dirt Gang», «Outlaw Riders», «Savage Abduction» и т. д. и т. п.

Такое количество фильмов в этот период неслучайно. Новое поколение, выросшее после Второй мировой войны, стремилось отринуть жесткие культурные и социологические рамки господствующего общества:

«Байкерская контр-культурная направленность и ориентация на личностную свободу отражает потребность городского индивидуума в автономности от предопределенности социальной иерархии, силового давления общественных институтов, траты ресурсов в культе потребления. Потому байкер способен стать одним из культурных героев новой мифологии». © Галина Бедненко.

Штампы и стереотипы

В этот период кинематографические стереотипы в байкерских фильмах кристаллизовались. Сюжет, с незначительными вариациями, прост — плохие байкеры убивают, грабят, насилуют, хорошие люди им противостоят. Главные герои четко разделены: грязный «ангел чего-либо» отвратителен, хороший парень (вернувшийся из Вьетнама ветеран/ простой фермер/ хороший полицейский) сугубо положителен. Если же в фильме описываются нравы и взаимоотношения внутри мотоклуба, то почти обязательно находится «не совсем плохой» байкер, противостоящий «плохому» и «совсем плохому», который под влиянием этого конфликта и благодаря внутренней борьбе становится лучше и бросает свою банду. В конце фильма, согласно принятым в американском кинематографе стандартам, добро побеждает зло.

1191865079_02000

Внешне байкер должен как можно более сильно отличаться от «нормального» человека. Борода, длинные волосы или выбритый череп, грязные джинсы, кожаная куртка или джинсовый жилет на голое тело, кольца, перстни и браслеты, серьга в ухе, оскорбительные надписи и нашивки — словом, байкер должен как можно сильнее отличаться от среднего обывателя и таким образом вызывать у него отвращение.

nazi biker

Для усиления негативного эффекта почти в каждом фильме на одежде байкеров можно увидеть железный крест и свастику, хотя даже Хантер Томпсон писал об этом следующее:

«Еще один тип неслышно подобрался ко мне и спросил шепотом:

— Скажите, ребята, вы на самом деле наци?

— Только не я, — ответил я. — Я из Kiwanis.

Он многозначительно кивнул, как будто наперед знал все, что я ему скажу.

— А как же тогда быть со всем тем, о чем вы любите читать? — спросил он. — Ну, ты понимаешь, все эти штуки, связанные со свастиками…

Я обратился к Сонни, который показывал нашим добровольным помощникам, как ставить ящики на заднем сиденье: «Эй, этот парень хочет знать, наци ты ли нет?». Вопреки моим ожиданиям, Баргер не рассмеялся, а погнал свою обычную телегу относительно свастик и железных крестов. («Да это вообще не имеет никакого значения. Мы покупаем это добро в дешевых магазинчиках».)»

Названия фильмов, так же как и сюжет, не отличаются разнообразием — почти обязательно присутствует слово «ангел», «бунтарь», «колеса» или «мотоцикл» и «ад/адский».

Помимо однотипных сюжетов, актёры также «кочевали» из фильма в фильм: Брюс Дерн, Том Стерн, Джереми Слейт, Адам Роарк и Джек Николсон снялись во многих «байкерских» фильмах конца 1960-х — начала 1970-х гг.

Подобная «однотипность» была обусловлена ещё и тем, что большинство фильмов снималось всего на нескольких киностудиях, таких как «American Internetional Pictures» (фильмы «Motorcycle Gang», «The Wild Angels», «Devil’s Angels», «Born Losers», «The Glory Stompers», «Hell’s Belles», «The Savage Seven», «Angels From Hell» и др.), «Indepentedent-International Pictures» («Hell’s Bloody Devils», «Angels Wild Women», «Satan’s Sadists» и др.), «Fanfare Film Productions» («Run Angel Run», «Wild Wheels», «The Losers» aka «Nam’s Angels», «Werewolves On Hells», «The Loners» и др.), «Crown International Pictures» («The Sidehackers», «The Pink Angels») и т. д.

Для повышения популярности «байкерских» фильмов на главные роли приглашали известных спортсменов, музыкантов и т.д. — так, знаменитый в те годы игрок в американский футбол Joe Namath сыграл главную роль фильме «C.C.&Company» (1975), радио-диджей Casey Kasem — в фильме «The Glory Stompers» (1967), певец Steve Alaimo — в «Angels From Hell» (1968).

Также с целью привлечения внимания к фильмам, кинематографисты стали эксплуатировать и животрепещущую в тот момент тему расовой дискриминации, негритянского движения за расовое равенство. В ряде лент негры играют хотя и во второстепенные, но позитивные роли, или показаны «черные» мотоклубы, как, например, в фильме «The Black Angels» (1970), что, безусловно, имело под собой реальную основу.

По сути, «байкерское кино» повторило путь фильмов жанра «вестерн» — уже через несколько лет после появления первой «ласточки» остальная масса фильмов стала четко структурирована и легко предсказуема. Сюжетные линии и характеры главных героев в «байкерских» фильмах совпадают с «ковбойскими» фильмами — банды, терроризирующие маленький городок или отдельных простых людей, простые люди им противостоят и в конце концов побеждают. Только вместо персонажах в ковбойских шляпах на лошадях — персонажи в куртках-косухах на мотоциклах. «Байкерские» фильмы стали сниматься по некоему шаблону с рядом устоявшихся условностей и кодов, которые работали со зрителем методом узнаваемой с первого взгляда коммуникации. К примеру, короткая стрижка и белая рубашка с галстуком или фермерский комбинезон всегда отличали хорошего парня, а кожаная куртка, длинные волосы, борода — плохого. Появление байкеров на пустынной дороге — к конфликту с дальнейшим насилием и убийством, все байкеры немотивированно жестоки и агрессивны, а их противники — строго соблюдают закон. Если бы не ряд моментов, можно было бы сказать, что на смену вестерну пришёл «байкерн».

born losers

Образ байкера. Кино и общество

В глазах общества, благодаря кинематографу, дающему более наглядную картинку и сильные визуальные образы, байкеры стали выглядеть людьми, которые «подобно Чингизхану на железной лошади, восседают на своих монстрах-конях с огнедышащим анусом, отрывая с мясом крышки пивных банок и успевая пощупать за ляжку твою дочь, не рассчитывая на хороший прием, не моля о пощаде и не щадя никого».

Сценаристы и режиссёры, видимо, все до одного прочитали следующий пассаж из книги Хантера Томпсона «Ангелы Ада»:

«…отвратительные гунны, размножающиеся как крысы в Калифорнии и устремляющиеся на Восток. Прислушайтесь к реву их харлеев. Вы услышите его — далеко-далеко, как раскат грома. И потом, вместе с порывом ветра, в ноздри ударит запах засохшей крови, спермы, человеческого жира и пота… на горизонте появятся они, с налитыми кровью выпученными глазами и пеной на губах. Они будут похищать ваших женщин, грабить ваши лавки и надругаются над вашим мэром»

и решительно вставляли его в сценарии — не случайно многие фильмы о байкерах начинаются с пустой дороги и нарастающего издалека рева моторов. Иногда это ужасающее описание «современных гуннов» со склонностью к немотивированном насилию, грабежам, изнасилованиям и убийствам практически дословно переносилось в сценарии фильмов.

the black angels

Единственное, что не смогли донести до «простых людей» Америки десятки вышедших в 1960—1970-х гг. фильмов о байкерах — так это смысл существования outlaw. Было сказано, что «Hells Angels» и другие MC были названы «отверженными» из-за того, что они отвергнуты AMA (American Motorcyclist Association/Американской Мотоциклетной Ассоциацией, объединяющей «приличных мотоциклистов») за превышение скорости, неправильную парковку и отсутствие талона техосмотра. Во всеуслышание было заявлено, что их всего «один процент» среди нормальных и аккуратных водителей двухколесного транспорта. Но режиссёры и сценаристы не сказали, что outlaw-байкер — это не стиль езды на мотоцикле, а стиль жизни. Байкеры презирали окружавшее их общество, и они создали собственное, со своими правилами и моралью. Президент оклендского отделения «Ангелов» Сонни Баргер произнес гордую фразу «It’s Better to Rule in Hell then Serve in Heaven» («Лучше править в аду, чем прислуживать в раю»). Не все мотоклубы относятся к «1 %» и не все байкеры пришивают себе на куртки этот знак, а только те, что выступают против того, что составляет институт «приличного общества» — против цивильных норм, государственного закона и бюрократических ограничений, автоматически становясь «врагами государства номер один» и преступниками. И те, кто выступает против навязанных извне правил, те, у кого на куртку пришит знак «1 %», те являются последними рыцарями в буржуазном мире и последними борцами за свободу в несвободной жизни. Отсюда и возникает противостояние байкеров и «приличных людей»:

«Они боятся не вас, парни. Они боятся того, что вы собой олицетворяете и что вы несете — Свободы! Невозможно быть свободным, будучи приказчиком в лавке». Фильм «Easy Rider»

Вершина. «Беспечный ездок»

На фоне массового кинопроизводства байкерских фильмов хоть как-то выделялись «The Wild Angels», «Hells Angels on Wheels» и «Hell’s Angels’69», в основном за счёт хороших актёров (Джек Николсон, Питер Фонда, Питер Богданович) и/или самих байкеров (в последнем в главных ролях снялись знаменитые члены ещё более знаменитых «Hells Angels MC» Сонни Баргер и Бродяга Терри), и неожиданно резким исключением стал фильм «Easy Rider» («Беспечный ездок») (1969).

Два мотоциклиста-хиппи (Питер Фонда и Деннис Хоппер) катят по Америке на красавцах-харлеях, курят марихуану, выпивают, говорят о пустяках и размышляют о смысле жизни. К ним присоединяется пьяница-адвокат (одна из лучших ролей Джека Николсона), которого чуть позже убивают реднеки, противники длинных волос и всего необычного. А мотоциклистов потом расстреливают на дороге все те же реднеки.

Easy rider

Режиссёрская работа Денниса Хоппера, жесткий и даже жестокий сценарий Хоппера, Фонда и Терри Сазерна (Terry Southern), великолепная операторская работа Ласло Ковача (Laszlo Kovacs), прекрасный саундтрек с Джимми Хендриксом, группой Steppenwolf и другими легендами рок-музыки сделали фильм культовым не только среди байкеров, но и среди широких кругов любителей кино, вызвали восхищенные рецензии критиков, как например, эта:

«Каждый, кто посмотрел в свое время этот фильм, ощутил спазм, который бывает у пленника, глотнувшего свободы. Бессюжетный роуд-муви, плывущий под наркотические рок-ритмы 60-х (Джими Хендрикс, Steppenwolf, The Birds, The Band), чуть не положил на лопатки Голливуд и упрочил сразу несколько культов. Рокерский культ крылатой машины, еще не летящей, но уже явно оторвавшейся от земли. Культ хипповой романтики, еще не опошленной конформистским маразмом. Культ Джека Николсона (блеснувшего в роли спившегося адвоката) и Денниса Хоппера — ныне священных монстров американского кино. А также оператора Ласло Ковача, снявшего беспечных ездоков как полубогов и героев мифа. А также продюсера Роджера Кормана, наставника «ездоков» и первого, кто научился достигать славы копеечными средствами. После «Ездока» свобода никогда больше уже не казалась такой влекущей и достижимой, такой иллюзорной и обреченной». © Андрей Плахов.

Под «рокерским» культом критик, видимо, подразумевал «байкерский», но в остальном типичное советско-российское впечатление от фильма передано абсолютно верно.

Фильм номинировался на ряд престижных премий: «Оскар» — лучшая мужская роль второго плана и лучший сценарий; «BAFTA» — лучшая мужская роль второго плана; «Золотой глобус» — лучшая мужская роль второго плана; «Каннский кинофестиваль» — выдвинут на «Золотую пальмовую ветвь» и был удостоен приза за лучший дебют в 1969 г.; премии Национального общества кинокритиков США 1970 г. — за лучшую мужскую роль второго плана и специальный приз, вручены Джеку Николсону и Дэннису Хопперу соответственно.

С формальной точки зрения, «Easy Rider» нельзя отнести к «байкерским фильмам» — он совсем не про outlaw — но в нём ясно обозначена философия байкеров: свобода, дорога и протест против рамок, и с этой точки зрения этот фильм является одним из лучших лент в среди «байкерских фильмов». Через несколько десятилетий ещё один фильм, который нельзя отнести к чистому «байкерскому кино» и тоже малобюджетный — «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо» — окажет такое же влияние на байкерское движение.

Одной из тем, наиболее четко прослеженной в «Беспечном ездоке», является противопоставление мотоциклиста-outlaw и «простых людей», категорически не приемлющих чего-либо, отличающегося от привычного им существования в тихом рутинном мирке. Эта тема позже проявится во многих фильмах — от «Run Angel Run» (1969), «Beyond The Law» (1992) до «Lone Hero» (2002), и, в обратном преломлении, в «Wild Hogs» (2007).

После фильма дизайн Харлеев главных героев (далеко вынесенное вперед колесо на длинной вилке, раскраска бензобака в везды и полосы и т. д.) стал очень популярным, и до сих пор на многих байк-шоу можно увидеть его копии или подражания.

180px-Chopper_in_Easy_Rider_01

Вторая половина 1970-х и далее. Постепенно вниз

Тем временем для США животрепещущими стали другие проблемы: вьетнамская война, борьба за расовое равенство, проблемы отцов-детей. Голливуд, реагируя на злобу дня, попробовал было связать Вьетнам и байкеров, как в фильме «Nam Angels» (1970), тем более, что Сонни Баргер даже написал президенту США Линдону Джонсону пафосное письмо о желании «Ангелов ада» отправиться добровольцами во Вьетнам:

«ПРЕЗИДЕНТУ ЛИНДОНУ Б.ДЖОНСОНУ

1600 Пенн Авеню

Вашингтон (Округ Колумбия)

Дорогой господин Президент:

От своего имени и от имени моих товарищей я собираю группу лояльных к власти американцев-добровольцев для исполнения долга во Вьетнаме, в тылу регулярных частей. Мы полагаем, чо отборная группа подготовленных горилл деморализует Вьет Конг и приблизит триумф дела свободы. Мы готовы приступить к тренировкам и исполнению нашего долга немедленно.

С уважением,

РАЛЬФ БАРГЕР МЛАДШИЙ

Окленд, Калифорния

Президент Ангелов Ада»

picture

(Джонсон на него не ответил). Но общество насытилось байкерской тематикой и волновало его совсем другое. Вал байкерских фильмов затих, превратившись в тоненький ручеек.

Изменилось и содержание фильмов. Теперь в них не описывались нравы внутри клубов, а байкеры просто-напросто стали частью антуража. Причем, если раньше сценарист и режиссёр хотя бы пытались понять, про кого они снимают кино, и черпали информацию пусть даже по публикациям в прессе и телепередачам, а в лучшие годы для консультаций приглашали настоящих outlaw (в «Hell’s Angels’69» и «Hells Angels on Wheels» «Ангелы ада» были не только консультантами, но и снялись в главных ролях), то с течением времени и это стало лишним. Отсюда дикое количество ляпов про традиции, правила, иерархию мотоклубов и т. д. Да и просто здравый смысл отказывает: если есть стереотипная байкерская одежда, значит, байкер в фильме будет одет в майку с длинным рукавом, майку с коротким рукавом, кожаные штаны, косуху, жилет с «цветами» и т. д., хотя дело происходит летом в пустыне Техаса.

1

В фильмах, вышедших в свет после 1980-х гг., сюжеты, и ранее не отличавшиеся разнообразием, стали повторять более ранние ленты. Содержание фильма «Lone Hero» (2002) практически полностью повторяет содержание «Born Losers» (1981), а тот, в свою очередь, «Shanty Tramps» (1967).

Основная интрига «Beyond The Law» (1992), строящаяся на внедрении в банду байкеров полицейского, годом ранее была обыграна в «Stone Cold» (1991) и задолго до этого в «Hell’s Bloody Devils» и «Wild Rebels» (1967), а через несколько лет — в канадском фильме «Trust In Me».

Среди стандартных фильмов исключения хотя и редко, но были: в «Running Cool» (1993) или «Bolt» (aka «Rebel Run», 1994) хороший байкер противостоит плохим угнетателям простых людей, в одиночку или с помощью своего клуба восстанавливая справедливость, в «Nam’s Angels» байкеры патриотично едут участвовать в боевых действиях во Вьетнаме.

Не бывает правил без исключений

80-е и 90-е годы XX века показали, что «байкерский кинематограф» зашёл в тупик. Интерес к самому явления байкеров-outlaw практически сошёл на нет; нравы внутри мотоклубов были не интересны широкой публике; фильмы, количество которых стало в разы меньшим, чем в 60-70-х, превратились в основном в стандартные боевики.

Однако в это время в свет вышла два фильма, которые стали исключением из общего правила. Не случайно эти фильмы стали культовыми среди байкеров не только по всему миру, в том числе и в России.

180px-Harley_davidson_and_the_marlboro_man_movie_poster

Первым из них стал «Harley Davidson And The Marlboro Man» (1991). Но, как и «Easy Rider», этот фильм не про мотоклубы и не про «однопроцентников». Это фильм про свободу, которую каждый отстаивает доступными ему средствами. Как и четвертью века раньше, он был снят с небольшим бюджетом, как и раньше, снялись звезды (правда, изрядно потускневшие, но все же звезды Микки Рурк и Дон Джонсон), как и раньше, главная мысль была об истинной, не показной, настоящей свободе и о победе, равной в глазах простого обывателя поражению. Как и раньше, он неожиданно стал культовым среди нового поколения байкеров. В том числе, видимо, потому, что герои показаны обычными людьми, в меру жестокими, в меру добрыми, ценящими дружбу и отстаивающими свои жизненные принципы.

i

Ещё одним культовым фильмом среди байкеров стал «Beyond The Law» (1992). Кстати, в Америке он выходил под двумя названиями — «Fixing The Shadow» и «Beyond The Law». Стандартный сюжет — внедрение полицейского под прикрытием в МС; стандартное изображение байкеров — торгующие оружием и наркотиками, жестокие, совершающие немотивированные убийства; стандартные ляпы в деталях и так далее. Но снова прекрасно сыграли исполнители главных ролей — Чарли Шин и Майкл Мэдсен. А самое главное — в фильме была показана притягательность байкерской свободы от жестких рамок «цивилизованного» общества, от кандалов закона, от существования в сером мире «приличных» людей. Конечно, стандарты Голливуда заставили показать глубину падения байкеров и внутреннюю силу героя Шина, освободившегося от «пут вседозволенности outlaw», но даже сугубо отрицательный герой Майкла Мэдсена (президент клуба «Шакалы», торговец оружием, наркотиками и убийца) выглядит человечнее, живее и свободнее, чем агенты ФБР и полицейские.

00508033_

Жанры «байкерского кино»

Как было сказано выше, на определённом этапе фильмы про байкеров, помимо стандартного описания нравов внутри байкерских группировок и их столкновений с «гражданским населением», стали более жанрово разнообразными. Кроме наиболее распространенных боевиков, стали появляться фильмы в жанре фильмов ужасов («Hellblock 13»), мелодрам («Easy Wheels»), мистики («I Bought A Vampire Motorcycle»), лав-стори («Tattoo. A Love Story»), комедии («Masters of Menace»), постапокалиптики («Barb Wire») и антиутопий («Mad Max»), фантастики («Murdercycle»), мультфильмов про байкеров («Akira», «Biker Mice from Mars»).

Байкеры в фильмах ужасов

Попутно со становлением и расцветом фильмов, в которых превалирующую роль играют байкеры, последние начали появляться в самых различных направлениях кинематографа. Одним из таких стал фильм ужасов, где байкеры могут играть как основную сюжетную роль, так и второстепенную.

Среди фильмов ужасов с участием байкеров существуют также фильмы, сочетающие в себе комедийно-пародийные начала с элементом ужасного, как, например, «Chopper Chicks In Zombietown» (1989), который повествует о прибытии в небольшой американский захолустный городок группы байкерш и столкновении их с полчищами зомби. Фильм отличался низкобюджетностью, порой нелогичными поворотами сюжета и общей атмосферой пародии над заштампованными идеями фильмов ужасов.

Спустя год выходит картина «I Bought A Vampire Motorcycle» режиссёра Дирка Кэмпбелла. Фильм повествует о том, как вселившийся в мотоцикл злой дух начинает мстить убийцам своего бывшего владельца, при этом питаясь их кровью и действуя только по ночам (типичные признаки вампиризма). В целом фильм обладал низким художественных вкусом и относился к категории низкобюджетных постановок.

В 1999 г. в США вышел комедийный фильм ужасов «Hot Wax Zombies On Wheels», который повествует об открытии салона по эпиляции волос сексапильной девушкой-байкером Ивонной Вэйс и её помощником в небольшом прибрежном городке США.

hot_wax_zombies_on_wheels

После осуществления указанной эпиляции жители городка превращались в ненасытных сексуальных маньяков-зомби, призванных насиловать всё живое. На пути Ивонны и её зомби встаёт группа защитников и борцов. Фильм отличался большой примитивностью, дешевизной и обильным показом обнажённых женских силиконовых грудей.

hot_wax_zombies_on_wheels9

В 2000 г. выходит фильм «Hellblock 13», сюжет которого разделён на три части-новеллы. Стилистически фильм сочетает элементы боевика и фильма ужасов, а байкеры играют в нём важную роль лишь в третьей новелле. Здесь байкеры выступают в качестве наркоторговцев и каждый раз перед тем, как пойти на дело, они доверяют проверку новичков своей богине — трупу самой крутой байкерши Ронды.

Байкеры в комедийных фильмах

Фильмы середины 1960-х и первой половины 1970-х гг. представляли байкера как некое абсолютное, инфернальное, идеальное зло: без дома, без работы, без денег, но всегда с полным баком бензина, с кучей патронов, с грузом наркотиков и на новом блестящем «тюнингованном» байке (хотя стоимость такого мотоцикла составляет тысячи и десятки тысяч долларов). Байкер немотивированно убивает любых встречных, кинувших на него косой взгляд, включая полицейских.

Позже образ байкера не стал более реалистичным, но одна неправда или полуправда сменилась другой, изменив точку зрения на 180 градусов.

Байкеры стали смешными и нелепыми, не способными никому дать отпор. Таким мотоклуб предстал в двух фильмах с Клинтом Иствудом в главной роли — «Every Wich Way But Loose» (1978) и «Any Which Way You Can» (1980), где байкеров, увешанных железными крестами и свастиками, обижает даже дрессированная обезьянка.

masters of menace

Ещё одна комедия — «Masters of Menace» (1990) — представляет байкеров безобидным ребятами, не дураками выпить и покуролесить, за что они и становятся жертвой бюрократической машины Закона.

Байкеры в фантастических фильмах

Ещё одним популярным направлением «байкерского кинематографа» стали фантастические фильмы. Например, в «Murdercycle» (1988) рассказывает от том, как рядом с военной базой США упал метеорит и неизвестный организм из глубин космоса слился с мотоциклом и его наездником, превратив их в машину убийств.

mad max

Особенно удачно отрицательный образ байкера вписался в фильмы, снятые в жанре антиутопии и постапокалиптики. В разрушенном ядерной катастрофой мире, где царит анархия, мотоциклисты-outlaw, с их привычными пренебрежением к закону даже в нормальных условиях, стали настоящим символом существования, основанного на принципе «прав тот, кто сильней». Ярко выраженными в этом отношении являются такие ленты, как «Mad Max», «Mad Max II», «1990: Bronx Warriors» и «Barb Wire».

В последнем — очень показательном по набору штампов — речь идет жизни в 2017 г., после второй гражданской войны в Америке. Демократия свергнута, царит тирания, действуют законы военного времени. Только свободный город Стальная Бухта, последний островок умирающей независимости, раздираемый хаосом и преступностью, дает приют нового рода наёмникам, большинство из которых ездят на байках. Дословно фильм переводится «Колючая проволока», но это имя и фамилия главной героини — Барб Уайр. Она владеет баром в Стальной Бухте и подрабатывает отловом должников и преступников, за чьи головы объявлена награда. И вот в этот свободный городок сбежала чернокожая активистка Сопротивления. Её разыскивает полиция, похожая в фильме на гестапо и СС. Конечно же, ясно, на чьей стороне будет Барб.

barb wire

Байкеры в мелодрамах

Попытки привлечь в «байкерским фильмам» женскую аудиторию повлекли за собой выход нескольких фильмов, относящихся к жанру мелодрамы и лав-стори. В одном из них — «Easy Wheels» (1989) — показано, как Брюс, лидер клуба «Рожденные неудачниками», встречается с Волчицей, лидером MC «Женщины волка», и влюбляется в неё. Неприятности начинаются, когда он узнал, что «Волчицы» похищают маленьких девочек и в банде воспитывают по-своему.

Tattoo The Love Story

В другом — «Tattoo. A Love Story» (2002) — школьная учительница, девушка из богатой семьи, знакомится с байкером, который предлагает её ученикам освоить искусство нанесения татуировок. По набору штампов и приемов, направленных на «выжимание слез», фильм занимает особое место среди «байкерских» фильмов. С этой целью даже байкер-татуировщик показан добродушным увальнем, нежным и сентиментальным под суровой внешностью, способным ради любимой полностью изменить свою жизнь. В душе девушки начинается борьба между чувствами и разумом. Приняв окончательное решение, учительница кардинально меняет свою жизнь.

Женщины в «байкерском кино»

Если относить «байкерские фильмы» к категории эксплутационного кино, то фильмы, в которых фигурируют женщины на мотоциклах, можно дважды или трижды отнести к этой категории.

В ряде фильмов, особенно выпущенных во второй половине 1960-х и первой половине 1970-х годов, для повышения интереса к популярной теме байкерского движения байкер-мужчина просто заменен на байкера-женщину («The Girls From Thunder Strip», «The Hell Cats», «She — Devil On Wheels») с соблюдением остальных «правил игры» для подобных фильмов. Режиссёром «Bury Me An Angel» (1972) выступила женщина, а в фильме «The Pink Angels» (1971) главными героями были байкеры-трансвеститы.

Часть фильмов показывает женщину, борющуюся за любовь («Girl On A Motorcycle»), за свободу поступков и решений («Angels Wild Women»), за равные права с мужчиной («Easy Wheels») и даже демонстрирующую превосходство женщины над мужчиной («Chopper Chiks In Zombietown», «The Stranger»).

Ещё одна часть примитивно эксплуатирует тему секса. В таких фильмах антураж (кожаная одежда, мотоциклы) имеет не меньшее, а зачастую большее значение, чем сюжетные линии, связанные с байкерским движением. Это такие фильмы, как «The Mini-skirt Mob», «Hell’s Belles» (известный также под названием «Girl In The Leather Suit»), «Sisters In Leather», «Sukeban gerira», «The Stranger»). Можно также вспомнить фильмы «Girl On A Motorcycle» c Марианной Фэйтфул в главной роли, который на широкий экран вышел под названием «Naked Under Leather», и «Barb Wire», в котором главную роль играет секс-символ и звезда журнала «Playboy» Памела Андерсон.

180px-The_Girl_on_a_Motorcycle_DVD_cover

Мотоциклы в «байкерском кино»

Мотоциклы очень часто фактически становятся звездами фильмов. В «Mission: Impossible II» (2000) Тома Круз мчится сквозь стрельбу и огонь на «Triumph Speed Triple», чтобы затем сразиться со злодеем Дагрэя Скотта на мотоцикле «Triumph Daytona». В бондиаде «Tomorrow Never Dies» (1997) Пирс Броснан и Мишель Йео, скованные наручниками, перелетают с одной крыши на другую на мотоцикле BMW.

Фильм «The World’s Fastest Indian» (2005) рассказывает о легендарном новозеландце Берте Мунро, потратившем многие годы на усовершенствование своего мотоцикла «1920 Indian Scout». На нём на знаменитых гонках 1967 г. в соляной пустыне в американском штате Юта, он установил мировой рекорд скорости на открытых пространствах.

В «Harley Davidson and the Marlboro Man» герой Дона Джонсона в первой части фильма ездит на Kawasaki, однако с большим удовольствием избавляется от него и меняет на Харли.

Наиболее же распространенной маркой мотоциклов, на которых ездят герои «байкерских фильмов», является Harley-Davidson. Это отражает действительность, так как в жизни большинство американских байкеров также ездят на мотоциклах этой марки.

Также часто встречаются мотоциклы, специально изготовленные для съемок. Кастомы (собранные вручную мотоциклы с использованием большого количества тюнингованых запчастей, сильно отличающийся от сошедшего с заводского конвейера и имеющий ярко выраженную индивидуальность) можно увидеть в «Easy Rider» и «Harley Davidson and the Marlboro Man».

Питер Фонда для фильма «Easy Rider» сам купил и спроектировал мотоцикл, старший впоследствии легендарным чоппером Captain America. Клифф Во координировал постройку байка, постройка которого шла в маленькой мастерской Бена Харди в Лос-Анджелесе. Лари Хупер сшил сиденье. Во и Харди изменили обычную раму радикальным образом, был сделан «рогатый» руль, вилка вынесена под углом 45 градусов.Промежуточные детали полностью переделаны и покрыты хромом. Дином Ланца согласно точным указаниям Фонды была сделана звездно-полосатая аэрография.

easy rider bike

В итоге байк получился ярким. После выхода фильма на экраны волна чоппер-билдинга захлестнула не только США, но и Европу — мотоциклы, показанные в фильме, стали копировать тысячами по всему миру.

Судьба «Капитана Америки» незавидна: первый байк был разбит на съёмках, второй (запасной) — украден и, видимо, разобран на запчасти.

В «Harley Davidson and the Marlboro Man» Микки Рурк ездит на собственном мотоцикле, изготовленном по специальному заказу на основе серийного H-D.

HD and the MM Rourke 2

«Black Death 3» — так называется этот байк — четвёртая попытка Микки Рурка найти тот мотоцикл, который ему нужен. «BD1» и «BD2» были построены «Bartels` H-D» из Калифорнии, но они не устраивали Рурка. Третий мотоцикл вскоре украли. Тогда Рурк на салфетке изобразил байк, который хотел снять в планируемом им тогда фильме «The Ride», и вручил рисунок парням из «Bartels». За основу нового, в скором будущем культового «BD3» взяли Harley-Davidson FXR 1989 г. Раму немного доработали, изменили угол наклона вилки до 42 градусов, задние амортизаторы выкинули и на их место встали жесткие распорки, опустив таким образом заднюю часть машины на 2 дюйма. «Сердцем» байка стал S&S объёмом 98 дюймов.

Вскоре после того, как BD3 был закончен, кинокомпания MGM пригласила Рурка на роль в «HD and the MM». Микки хотел ездить в фильме на BD3, и кинокомпании пришлось обратиться к тем же парням за постройкой резервного байка. Он был идентичен первому, за исключением 80-дюймового мотора вместо 98-дюймового оригинала.

На этом байке исполняли в основном трюки, в то время как в остальных сценах снимался мотоцикл Микки Рурка. Может, потому, что мотоцикл был для Рурка родным, он так органично на нём смотрелся.

Музыка в «байкерском кино»

Саундтреками к фильмам про байкеров чаще всего служат композиции в стилях рок, хард-рок, метал, блюз. Это не является случайностью, так как такая музыка и байкерское движение схожи двумя вещами — любовью к скорости и духом свободы.

Среди всех фильмов можно отметить «Streets of Fire» (1994), где по сюжету банда байкеров похитила и увезла прямо с концерта популярную рок-звезду, и весь фильм насыщен рок-музыкой, а также «Easy Rider» (композиции Джимми Хендрикса, группы «Steppenwolf» и др.) и «Me & Will» (1999) с музыкой «The Doors» и «Keani Reeves Band».

Две песни, прозвучавшие в «байкерских» фильмах, стали поистине культовыми и считаются неофициальными гимнами байкерского движения:

* «Born To Be Wild» группы «Steppenwolf» из фильма «Easy Rider» (1967). Выпущена на альбоме «Steppenwolf» (1968);

steppenwolf

* «Road To Hell» в исполнении Криса Ри из фильма «Beyond The Law» (1992). Выпущена на альбоме «Road To Hell» (1989).

chris rea

В свою очередь, байкерское движение, причем по больше частью именно «байкерский кинематограф» с его гипертрофированным образом байкера, оказали большое влияние на современную музыку. Многие музыканты используют в сценических костюмах байкерский имидж или используют образы байкеров в своих клипах, как, например, Meat Loaf в песне «Bat Out The Hell» с альбома «Bat Out The Hell» (1977) или «Bon Jovi» в клипе на песню «Miracle» (альбом «Blaze of Glory» (1990). А группа «Twisted Sister» назвала одну из своих песен лозунгом байкеров «Live To Ride, Ride To Live» (альбом «You Can’t Stop Rock ‘N’ Roll» (1983).

motley crue

Пародии на «байкерское кино»

Образ байкера, одетого в кожу и металл, неоднократно пародировался в целом ряде фильмов, сериалах и передачах.

* В сериале «The Twilight Zone» есть эпизод «Черные Кожаные Жакеты» (1964), где группа иностранцев маскируется под банду байкеров в маленьком американском городе.

* В сериале «The Addams Family» в эпизоде «Адамсы встречает битника» (1965), байкер разбивает мотоцикл перед домом Адамсов и живёт в их доме в течение нескольких дней.

* В сериале «Lost In Space» есть эпизод «Столкновение Планет», в котором Робинсоны борются с бандой космических байкеров.

* В программе «Saturday Night Live» в 1976 г. Джон Белуши и Питер Бойл оделись в костюмы Марлона Брандо из фильма «The Wild One».

* В сериале «The Simpsons», в 8-й серии 11-го сезона Гомер Cимпсон выигрывает мотоцикл Harley-Davidson и становится байкером.

«Байкерское кино» по странам мира

Наибольшее количество фильмов о байкерах было выпущено в США. Это связано с тем, что само байкерское движение родилось и получило наибольшее распространение в Америке.

Несколько фильмов о байкерах и мотоциклистах, в общем повторяющих основные штампы байкерского кино, но с национальной спецификой, было снято в:

* Канаде — «And Then You Die» (1987), «Trust In Me» (1994), «Hochalaga» (2000). Последний посвящен так называемой Квебекской байкерской войне;

* Франции — «Girl On A Motorcycle» (1968, совместное производство с Великобританией), «L`Agression» (1975);

* Японии — «Stray Cats Rock: Girl Boss» (1970), «Sukeban gerira» (1972), «Kuruizaki sanda rodo» (1980);

* Индии — «Dhoom» (2004) и «Dhoom-2» (2006);

* Великобритании — «The Leather Boys» (1963), «Girl On A Motorcycle» (1968, совместное производство с Францией), «Eat The Peach» (1986), «I Bought A Vampire Motorcycle» (1990), «Freebird» (2008);

* Австралии — «Stone» (1974), «Mad Max» (1979), «Mad Max II» (1981);

* СССР, России и странах СНГ — «Авария — дочь мента» (СССР, 1989), «Муж собаки Баскервилей» (СССР, 1990), «Я хотела увидеть ангелов» (Россия, 1992), «Дикий Восток» (Казахстан, 1993), «Красный жемчуг любви» (Россия, 2008).

Известные актеры в фильмах про байкеров

* Памела Андерсон — «Barb Wire» (1996).

* Марлон Брандо — «The Wild One» (1953).

* Мел Гибсон — «Mad Max» (1979), «Mad Max II» (1981).

* Марк Дакаскос — «Boogie Boy» (1997).

* Ален Делон — «Girl On A Motorcycle» (1968).

* Катрин Денёв — «L`Agression» (1975).

* Джонни Депп — «Cry-Baby» (1990).

* Уиллем Дефо — «The Loveless» (1982), «Streets On Fire» (1984).

* Винни Джонс — «Hell Ride» (2008).

* Дон Джонсон — «Harley Davidson and the Malboro Man» (1991).

* Майкл Дуглас — «Black Rain» (1989).

* Клинт Иствуд — «Every Which Way But Loose» (1978).

* Николас Кейдж — «Ghost Rider» (2007).

* Дольф Лундгрен — «The Punisher» (1989), «Missionary Man» (2007).

* Ли Марвин — «The Wild One» (1953).

* Майкл Мэдсен — «Beyond The Law» (1992), «Hell Ride» (2008).

* Джек Николсон — «Hells Angels On Wheels» (1967), «Easy Rider» (1969), «Rebel Rousers» (1970).

* Бред Питт — «The Dark Side of the Sun» (1997).

* Роберт Редфорд — «Little Fauss and Big Halsey» (1970).

* Микки Рурк — «Harley Davidson and the Malboro Man» (1991).

* Билли Боб Торнтон — «Chopper Chicks In Zombietown» (1991).

* Джон Траволта — «Wild Hogs» (2007).

* Жан-Луи Трентиньян — «L`Agression» (1975).

* Питер Фонда — «The Wild Angels» (1966), «Easy Rider» (1969).

* Энтони Хопкинс — «The World’s Fastest Indian» (2005).

* Деннис Хоппер — «The Glory Stompers» (1967), «Easy Rider» (1969), «Hell Ride» (2008).

* Чарли Шин — «Beyond The Law» (1992).

* Шер — «Mask» (1985).

Интересные факты

* В фильме «Easy Rider» актёры курили настоящую марихуану.

* Мотоцикл, на котором ездил Микки Рурк в фильме «Harley Davidson and the Malboro Man», его собственный.

* Благодаря участию в съёмках нескольких фильмов, члены «Hells Angels MC» Sonny Barger и Terry The Tramp стали членами Гильдии киноактеров США.

* В фильме «Терминатор 2: Судный день» герой Арнольда Шварценеггера одет в «байкерскую» одежду, ездит на мотоцикле и в таком виде изображен на постере.

terminator2

* Киноляп в фильме «Harley Davidson and the Malboro Man»: на протяжении фильма то появляется, то исчезает одна нашивка на правой нижней части куртки героя Рурка. Четко это видно в сцене после расстрела Kawasaki — там она есть, а через минуту, в баре, уже нет.

* В этом же фильме. Бар, из-за которого разгораются страсти, называется «Plane Crashes Bar» («Бар, о который разбиваются самолеты») и из крыши торчит разбитый самолет. Для заведения, которое находится рядом с аэродромом, очень удачное название.

* Два фильма, которые можно отнести к «байкерскому кино», получали награды Каннского кинофестиваля: «Easy Rider» в 1969 г. (как лучший дебют), «Mask» — в 1985 г. (Шер как лучшая актриса).

* «Easy Rider» в 1970 г. был выдвинут на премию «Оскар» по двум номинациям:

** лучший актёр второго плана —— Джек Николсон;

** лучший сценарист (оригинальный сценарий) —— Питер Фонда, Деннис Хоппер.

* Эндрю Дивофф сыграл в «Running Cool» «хорошего» байкера, выступающего против хищнического уничтожения природы и в защиту простых людей, а в «The Stranger» «злого» байкера — безжалостного убийцу и язычника.

* Актриса Джильда Техтер, прославившаяся ролью обнаженной мотоциклистки в фильме «Vanishing Point», несколько позже сыграла главную роль в «Angels Hard As They Come».

* Актерская династия. В «байкерских» фильмах снимались актеры Гари Бьюзи («Angels Hard As They Come», «Eye Of The Tiger», «Chrome Soldiers») и его сын Джейк («Motorcycle Gang», «The Rain Makers»).

* Несколько актёров снимались в «байкерских фильмах» спустя большие промежутки времени. Майкл Мэдсен — в «Beyond The Law» (1992) и в «Hell Ride» (2008). Ларри Бишоп, режиссёр и исполнитель главной роли в фильме «Hell Ride» (2008), 40 годами ранее снимался в фильме «The Savage Seven» (1968). Но «рекорд» на сегодняшний день принадлежит Деннису Хопперу: в 1967 г. он снялся в «The Glory Stompers», а в 2008 — в «Hell Ride».

* Известный режиссёр и актёр Квентин Тарантино был продюсером фильма «Hell Ride».

2009 © BikerMovies

2009 © Dal

The URI to TrackBack this entry is: http://bikermovies.ru/wp-trackback.php?p=411

Comments are closed.



тИЦ и PR сайта bikermovies.ru Яндекс.Метрика

BikerMovies кнопка

2009 © Bikermovies - сайт о байкерском кино и байкерском движении

President (editor-in-chief) - Dal

Vice-president (technical support) - Simfer